29 января 2015

Живучая батарейка

Мифы и правда об аккумуляторе вашего гаджета – в нашем обзоре

Телефонные аккумуляторы стали предметом народного фольклора столь же давно, сколько является популярной мобильная связь. К извечной проблеме правильной зарядки и хранения батареек добавляется острый вопрос их эксплуатации в недружелюбное к технике зимнее время.

Многие суждения об аккумуляторах не поспевают за развитием технологий и переходят в разряд мифов, совершенно не имеющих отношения к реальным физическим и химическим процессам, протекающим в современных батареях. Никель-кадмиевые (Ni-Cd) и никель-металлгидридные (Ni-MH) батареи в сотовых телефонах, смартфонах и планшетах больше не используются. В ваших гаджетах стоят либо литий-ионные (Li-ion), либо литий-полимерные (Li-pol) аккумуляторы. Разница между ними в рамках нашего обзора невелика, а вот отличия от никелевых – существенны.

Основная причина заблуждений об аккумуляторах в том, что свойства некогда более распространённых никелевых батарей до сих пор по инерции приписывают батареям на основе солей лития. Итак, обо всем по порядку.

Тренировка батареи

Тренировка батареи

Один из стойких мифов – якобы существующая необходимость время от времени (иногда советуют – всегда) полностью разряжать аккумулятор, чтобы он сохранял свою емкость. Циклы полной зарядки и разрядки прозвали «тренировкой», которая должна была «помочь» аккумулятору не терять свою номинальную емкость. Литиевых аккумуляторов это ни в какой мере не касается. Более того, их вредно разряжать до конца, а в некоторых случаях – даже до конца заряжать (об этом – ниже).

Литиевый аккумулятор технически сложнее никелевого: его просто приходится делать таким. Дело в том, что падение напряжения (разрядка) литиевых батарей ниже критического уровня, а также перезаряд приводят к необратимым, иногда даже опасным последствиям. Перезаряженные литиевые батареи могут взрываться, и бракованные изделия время от времени именно так и делают. В случае падения напряжения ниже критического уровня батарея просто выходит из строя, ее нельзя зарядить. Никак.

Дабы не допускать крайностей, в каждый литиевый аккумулятор встроен контролер состояния, который, во-первых, не дает пользоваться батареей, когда она почти села, а, во-вторых, останавливает заряд по достижению его максимума. Это усложняет процесс производства литиевых батарей, делает их дороже никелевых, но взамен потребители получили гораздо больше удобства.

В частности, «тренировать» такой аккумулятор не имеет никакого смысла. Иногда, очень редко, тем, кто очень часто и понемногу подзаряжает свой гаджет, рекомендуется дождаться очередного сигнала устройства о разряде батареи и поставить ее на долгую зарядку (несколько часов). Такая разовая «акция» сбросит накопившиеся неточности в определении контроллером доступной емкости батареи и текущего уровня заряда.

Как хранить

Как хранить

Литиевый аккумулятор нельзя хранить в разряженном состоянии. Даже из отключенной батареи, а особенно, из встроенной в телефон, продолжает медленно «утекать» энергия, напряжение при этом падает. Пролежав так некоторое время, батарея может прийти в полную негодность.

Все производители литиевых аккумуляторов рекомендуют их хранить в полузаряженном состоянии и проводить подзарядку до этого уровня примерно раз в полгода.

Как заряжать

Как заряжать

При правильной эксплуатации литиевый аккумулятор рассчитан на 500-1000 полных циклов зарядки. Главное, что надо знать об этом процессе: такой аккумулятор совершенно безвредно часто подзаряжать или подзаряжать не до конца. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы несколько раз в день по чуть-чуть «кормить» ваш телефон или планшет. Это ключевое отличие по сравнению с никелевыми аккумуляторами и то самое удобство использования, из-за которого альтернативы литиевым батареям сейчас нет.

Полезно знать, что зарядка такого аккумулятора происходит неравномерно. Сначала он около часа заряжается неизменным постоянным током до примерно 70% емкости, потом еще около часа сила постоянного тока заряда постепенно снижается, а заряд достигает 90%. На последние 10% тратится еще где-то час. Именно поэтому часто указывается время заряда до уровня 90% и оно обычно составляет около двух часов.

Дешёвая зарядка, не способная выдавать ток нужной силы, будет заряжать гаджет еще дольше. Такая ситуация очень распространена. Изредка производители смартфонов, экономя, в комплекте с устройством предлагают именно такое, второсортное зарядное устройство.

Как правило, и тоже из-за малой силы тока, медленно будет подзаряжаться телефон и от USB-порта компьютера.

Призыв производителей пользоваться только сертифицированным зарядным устройством многие воспринимают как желание компаний принудить потребителя покупать «зарядку» именно у них. Производитель, конечно, рад нашим новым покупкам, но дело не только в этом. Напряжение, подающееся на батарею во время заряда, на всех его этапах должно строго соответствовать параметрам аккумулятора, и даже небольшое отклонение может со временем повредить батарею.

Есть и другой вывод: те производители зарядных устройств, которые обещают зарядить разряженную почти до нуля батарею за час, на самом деле, чаще всего заряжают аккумулятор одной силой тока и только до уровня 70%. Полностью зарядить литиевую батарею за час невозможно. С другой стороны, за час она будет заряжена более чем на две трети.

В самых современных смартфонах - в общем количестве устройств их очень мало - есть технология быстрого заряда литиевой батареи. Такой экспресс-заряд тоже возможен отнюдь не с каждым зарядным устройством.

О теплоте человеческой

О теплоте человеческой

Заряжать литиевый аккумулятор при отрицательной температуре нельзя, а эксплуатировать нужно с осторожностью. Ничто другое так не ценит человеческое тепло, как литиевая батарейка. Подавляющее большинство современных литиевых аккумуляторов может работать при температурах до минус 10, но все равно на морозе такие батареи теряют значительную часть своей емкости. Выходя на зимний холод, кладите свой гаджет ближе к телу: за тепло он отблагодарит вас более длительной автономной работой.

Потенциально опасен сильный мороз для полностью заряженного аккумулятора. Резко падающая из-за холода емкость аккумулятора делает его перезаряженным, что чревато выходом устройства из строя. Именно поэтому, учитывая разные возможные условия транспортировки, производители при выпуске батарей заряжают их только на три четверти.

Если все-таки вашему гаджету пришлось провести на холоде значительное время, особых причин для беспокойства нет – чуть подмерзший литиевый аккумулятор после возвращения в тепло восстанавливает емкость и может быть заряжен до обычного уровня.

О рачительности

О рачительности

Среди факторов, влияющих на расход заряда батареи, есть такие, что вполне очевидны для большинства владельцев гаджетов. Но есть и обстоятельства, которые для многих остаются скрытыми. Мороз – одна из тайных причин, и он действительно может «украсть» время жизни вашего смартфона.

Другая скрытая причина повышенного расхода батареи – неустойчивая и откровенно плохая связь. Так, в помещениях с толстыми стенами и подвалах ваш телефон будет тратить намного больше энергии на поиск базовой станции, установление и поддержку связи с ней. При движении в транспорте телефон часто переключается с одной базовой станции на другую, что тоже не идет на пользу экономии заряда. Вывод прост: если вы находитесь в зоне с неустойчивым сигналом мобильной связи и вам не нужен телефон, то по возможности отключайте его совсем или переводите в режим полета, при котором отключается модуль сотовой связи.

Очевидные же причины расхода энергии формулируются так: чем больше функций на гаджете включено, тем больше энергии они сообща потребляют. Так, каждое запущенное приложение загружает процессор, а он просит больше энергии у аккумулятора. Если приложение использует мобильный интернет, то часть энергии уходит и на это. Следите за тем, не включили ли вы постоянное самообновление приложений. Подумайте, а так ли вам это нужно, а если нужно, то всегда ли?

Можно очень радоваться тому, что ваш смартфон поддерживает все современные технологии, но они – первые в числе «убийц» времени работы вашего телефона. Wi-Fi, GPS, BlueTooth, NFC – включайте все это только по необходимости, а после использования не забывайте выключать.

Наконец, отрегулируйте подсветку своего смартфона. У большинства современных аппаратов есть функция автоматической подстройки режима работы экрана: в темноте он будет менее ярким, под солнцем – светить на полную. Сэкономит заряд батареи и сокращение времени перед отключением дисплея при неиспользовании телефона (перевод в спящий режим).

Пожалуй, единственное, что трудно советовать, – меньше говорить по телефону. В конце концов, не для того развиваются технологии, чтобы делать нас скучными и немногословными.

  • На потребление энергии гаджетом сильно влияют те настройки, которые оператор связи делает на своей сети. МТС уделяет этой проблеме много внимания: оптимизация сети при работе со смартфонами и планшетами – одна из важнейших технических задач компании.
  • Для оператора связи смартфон намного сложнее традиционного мобильного телефона. Последний активно взаимодействует сетью лишь во время разговоров, тогда как постоянно подключенный к мобильному интернету смартфон даже в пассивном состоянии постоянно стремится проверить в сети то одно, то другое.

Подписка на новости

Новое и лучшее