03 сентября 2015

Пути мобильного интернета

Рассказ о том, как появились и развивались интернет-сервисы, о том, что их ждёт в будущем

9 сентября 1991 года в Санкт-Петербурге была запущена первая в России сотовая сеть и был совершен первый звонок по сотовой связи в нашей стране. Немногим позже в 1995 году в США появился портал Classmates, пожалуй, первая социальная сеть на просторах интернета. Вряд ли тогда кто-либо из нас мог предположить, что два этих начинания однажды тесно сойдутся в сферах своих интересов. Тем не менее, именно сейчас мы становимся свидетелями такого объединения. Давайте попробуем разобраться, почему это так, и что мы получим от этого.

На стремительный рывок в развитии сотовой связи в 2003-2004 годах пришлось начало бума социальных сетей. Тогда были запущены Facebook, LinkedIn и MySpace. Российские разработчики не остались в стороне от нового тренда и ответили своими популярными сервисами «Одноклассники» и «ВКонтакте». Все они пытались сделать, по сути, одно и то же: поддерживать деловые контакты пользователей и удовлетворять их потребности в самовыражении. Получая положительный отклик от людей по всему миру, социальные сети обрастали со временем новыми возможностями: приложениями к социальным сетям, сервисами обмена фотографиями и текстовыми сообщениями и др.

Пути мобильного интернета

В какой-то момент прогресс социальных сетей увяз в ограниченности мест, в которых люди могли получить доступ к интернету, однако второе дыхание развитию дали сотовые операторы и мобильный интернет. Как раз в этот момент и произошло столкновение интересов двух, как тогда казалось, не слишком связанных явлений – сетей связи и популярных интернет-сервисов.

Что же привнес в социальные сети мобильный интернет? Прежде всего то, что на его основе сформировалась новая категория услуг, для полноценной работы которой необходимы каналы связи мобильных операторов. В английской терминологии такие сервисы относят к категории OTT (over the top, поверх). Если до эпохи мобильного интернета развитие провайдеров социальных сетей опиралось на цифровой контент, рекламу и электронную коммерцию, то сегодня к этим трём «китам» OTT-сервисов добавилось ещё два: мобильный банкинг и связь между онлайн-сервисом и некоторой услугой, получаемой в оффлайн. Хороший пример такой связки – вызов такси через мобильное приложение, позволяющее, к тому же, оплатить банковской картой поездку. В технической терминологии такие сервисы относят к категории O2O (online to offline или offline to online).

Пути мобильного интернета

Еще одно знаковое явление, невозможное без мобильного интернета – это мессенджеры. Совсем недавно они воспринимались исключительно как альтернативная форма передачи сообщений и контента. Сегодня же мы становимся свидетелями перерождения формата социальной сети. Текущая привычная форма подачи информации в социальных сетях – это широковещание, которое, пожалуй, можно сопоставить с просмотром интерактивного телевизора. Мессенджеры уводят пользователей в иную форму взаимодействия через чат, что уже лучше сравнить с просмотром свежего загруженного фильма в узкой компании друзей.

Разница не бросающаяся в глаза, но она есть. Среди пользователей есть те, кто предпочитает какой-то один вид общения, оставляя другой второстепенным. И социальным сетям, и мессенджерам не хотелось терять пользователей, и те, и другие хотели угодить всем: для этого, по-видимому, Microsoft купила Skype, а Facebook приобрела WhatsApp и параллельно развивает ещё один мессенджер.

В самом ближайшем будущем ОТТ-сервисы, скорее всего, ожидает ещё одно потрясение, которое будет вызвано технологией RCS (Rich Communication Suite, платформа для расширения коммуникаций). RCS позволит мобильным операторам самим предоставлять любые онлайн-сервисы, включая прямую передачу между пользователями сообщений и мультимедийного контента, голосовые вызовы через интернет и многое-многое другое – чуть ли не всё, что дают независимые ОТТ-сервисы сейчас. RCS позволит оператору создавать новые виды услуг на базе своей сети, а также включать в список возможностей для абонентов услуги других компаний. В качестве же универсального пользовательского идентификатора будет использоваться мобильный телефонный номер – это будет удобно и, что немаловажно, безопаснее некоторых имеющихся сейчас. Такой единый для всех сервисов идентификатор сделает их использование еще более удобным и безопасным.

Пути мобильного интернета

Итак, OTT-сервисы, даже если вы этого не знали, – уже неотъемлемая часть вашей жизни. Их развитее тесно связано с теми семимильными шагами, которые по всему миру делает мобильный интернет. Будущее операторов, онлайн-сервисов и пользователей зависит от того, какие точки соприкосновения в своих интересах найдут те, кто придумывает услуги и те, кто строит качественные сети для мобильной высокоскоростной передачи данных. Многие провайдеры OTT-сервисов дистанцируются от мобильных операторов, видя в них не партнеров, а лишь общедоступное средство для развития своих услуг и бизнеса, при этом доходы от этого бизнеса такие провайдеры с операторами делить не собираются. Однако желание получать доходы, не инвестируя в сети мобильного интернета, рано или поздно приведет к деградации сначала самой сети, а затем и тех сервисов, которые на ней «паразитируют». При таких безрадостных перспективах очевидно, что будущее – за партнерством между операторами и интернет-сервисами. Как подтверждение этому – недавно анонсированное стратегическое соглашение между ПАО «МТС» и Google.

Автор: Шамиль Хайретдинов

Подписка на новости

Новое и лучшее