26 сентября 2016

По нашим данным

О том, как отечественные компании распробовали big data, на страницах Comnews рассказал эксперт МТС

Автор: Елена Нечай, директор по маркетингу и продуктам бизнес-рынка МТС. Источник.

Значимость информации и кастомизированных под потребности бизнеса решений на рынке M2M будет только расти, а доля выручки за интернет-трафик со временем станет несущественной. По нашим прогнозам, через четыре года примерно две трети выручки на российском рынке M2M будет приходиться на комплексные решения для сбора и обработки больших данных.

Еще не так давно услуги на рынке M2M формировались так: компания, например автосервис для перевозки грузов, покупала трекеры, куда устанавливались SIM-карты. Диспетчеры компании получали возможность узнавать, где находится каждая грузовая машина, видеть ее маршрут за день. Компания платила оператору за интернет-трафик и SMS. Оператор, в свою очередь, получал деньги за эти услуги связи. Это было в диковинку и давало конкурентное преимущество, а потом стало обыденностью, хотя по-прежнему остается полезным. В дальнейшем оказалось, что те же самые данные, которые передаются в сторону диспетчера, можно сделать гораздо более эффективными, расширить их дополнительной информацией (например, данными по расходу топлива или баллами аккуратности вождения).

Постепенно стало ясно, что наряду с сиюминутной пользой от этих данных есть и польза отложенная, которая проявляется, если постоянно сохранять получаемую информацию, а потом анализировать ее. После такого анализа может, например, выясниться, что некоторые водители выбирают для своих поездок подозрительно длинные маршруты, может стать очевидным, что доставлять грузы в среду можно намного быстрее, чем в пятницу, а, скажем, по четвергам обычно нужно держать наготове меньше машин, чем в другие дни.

Но как только компания открывает для себя дополнительные данные, у нее появляются новые потребности. Процесс передачи данных с конечных устройств — будь то трекеры, терминалы оплаты или банкоматы — уже налажен, теперь нужно все организовать так, чтобы данные автоматически куда-то сохранялись и резервировались. Кроме того, нужны толковые инструменты для анализа этих данных. Выгрузка в табличку всего подряд с последующим изучением хорошо работает, когда в твоей таблице несколько десятков строк, но когда их десятки тысяч, нужно специализированное программное обеспечение. Получается, что даже транспортная или розничная компания должна озаботиться созданием интегрированной ИТ-инфраструктуры, которая позволила бы использовать большие данные.

Статистика по рынку, которую регулярно собирает МТС, свидетельствует в пользу того, что изложенное выше — не теория, а реальность. Доля выручки российского рынка M2M от продажи устройств, приложений и софта для анализа больших объемов данных устойчиво растет уже несколько лет. Сегмент рынка связи, который раньше опирался на саму возможность передачи данных с автоматических датчиков и терминалов, теперь стал в большей степени зависеть от насущной необходимости бизнеса работать с большими данными.

Не секрет, что для некоторых нужд в сегменте M2M достаточно старых добрых сетей GSM. Но особенность больших данных в том, что чем их больше, тем шире возможности их использования. Развитие сетей 3G и 4G позволяет передавать более разнообразную информацию. Скажем, камеры наблюдения в городе фиксируют на фото нарушения правил дорожного движения, эти фото сохраняются и используются в качестве доказательства. Передавать можно не только фотографии, но и звук, видео. Теория? Снова нет. По статистике МТС, в Москве уже 60% трафика приходится на сеть LTE, в Сибири и на Северо-Западе страны — треть трафика. В целом по стране за год объем трафика в сегменте M2M вырос более чем в полтора раза.

В будущем значимость информации и кастомизированных под потребности бизнеса решений на рынке M2M будет только расти, а доля выручки за трафик со временем станет несущественной. Через четыре года доля выручки на российском рынке M2M, приходящаяся на комплексные решения для сбора и обработки больших данных, составит примерно две трети. И вот почему.

Интернет вещей все меньше похож на фантастику и все чаще обнаруживает себя рядом с нами — дома, в общественном транспорте, в магазинах. Процесс интеграции в нашу жизнь всевозможных автоматических «умных» устройств идет по нарастающей, а жизнь от этого делается удобнее и безопаснее. Коль скоро мы все будем хотеть именно такой жизни, мы как клиенты будем учитывать это свое стремление при выборе компании, у которой мы купим товар или услугу. Компании, в свою очередь, вынуждены будут идти за клиентом. Так есть и всегда будет.

Подписка на новости

Новое и лучшее