02 февраля 2018

«Умные» технологии: как заставить интернет зарабатывать

Представить жизнь современного мегаполиса без «умных» технологий сегодня невозможно. Они везде: в энергетике, коммунальном хозяйстве, транспорте, быту. Многие люди уже себя и не мыслят без них. Что уж говорить о бизнесе, для которого такие технологии могут стать отличным инструментом повышения качества работы и преумножения доходов.

Принцип Плюшкина

Когда Натан Ротшильд говорил свою знаменитую фразу «Кто владеет информацией, тот владеет миром», он наверняка и представить себе не мог тот объём данных, который свалится на человека в XXI веке. По прогнозам аналитиков, к 2020 году количество сформированной человечеством информации перевалит за 40 зеттабайт (1 зеттабай — 10²¹ байтов).

Собрать её, проанализировать и выдать соответствующий результат позволяют технологии, которые принято называть big data.

Сегодня они встречаются уже повсеместно. В городах с их помощью контролируют коммунальные системы, работу общественного транспорта и многое другое, повышая качество жизни людей.

Не обходится без «больших данных» и бизнес. Их активно используют банки (Сбербанк, Альфа Банк, Тинькофф банк) для определения кредитоспособности клиентов, прогнозирования рисков и защиты от мошенничества.

На основе анализа больших данных работает и популярный сервис «Яндекс.Пробки»: программа собирает информацию о перемещении смартфонов, навигаторов и других устройств, анализирует её и делает вывод о скорости движения автомобилей на конкретном участке.

Однако чаще всего в России big data встречается в маркетинге. К примеру, российский сервис Bookmate с её помощью решил проблему «холодного старта» — выработки рекомендаций пользователям, которые ещё не выбирали никаких книг в приложении. Для этого была разработана система, которая анализировала информационные следы человека (страницы в соцсетях, историю кликов и поисковых запросов и прочее). Итог: более чем двукратный рост просмотров рекомендованных книг и увеличение конверсии в платных пользователей на 40%.

Ум из машины

Технология big data не получила бы столь широкого распространения, если бы не давала возможность автоматизировать анализ собранной информации: человеку оперативно просто не справиться с объёмом данных, которые нужно учесть. И здесь его сменил искусственный интеллект (ИИ) — программа или нейросеть, которая учитывает массу факторов и делает на их основе необходимые выводы.

Сферы применения ИИ для интересов бизнеса очень разнообразны. Так, в МТС с его помощью прогнозируют потребности абонента в определённых сервисах ещё до их (потребностей) появления и предлагают тогда, когда эта услуга нужна. А компания Akil.io разработала и внедрила интеллектуальную систему контроля передвижений грузов для одного из своих клиентов, который после этого почти вдвое сократил штат диспетчеров.

В общем, если искусственный интеллект и не сможет в обозримом будущем полностью заменить человека, то уж взять на себя большую часть рутинных операций или тех, где нужна быстрая обработка большого количества информации, он точно способен.

Радиопорядок

Для того чтобы искусственный интеллект показал себя во всей красе, ему нужна информация, которой он будет оперировать. И лучше, если этот процесс также будет автоматизирован.

В московской библиотеке имени Некрасова эту задачу решили с помощью RFID-меток — небольших радиочипов, уникальный сигнал которых позволяет точно идентифицировать книгу.

На базе этой технологии в библиотеке внедрили систему, которая позволила автоматизировать регистрацию читателей, заказ книг, их инвентаризацию и даже проверку правильности их расстановки на полках.

Результат: скорость выдачи книг посетителям библиотеки увеличилась в несколько раз, а количество краж существенно сократилось, поскольку теперь информация о том, кому и когда выдана конкретная книга, доступна в любой момент.

Технология RFID-меток хороша ещё и тем, что она легко масштабируется. Сегодня её часто применяют в складской логистике и супермаркетах. Теоретически её можно использовать и при разработке пропускных систем, и на любых других, где нужна точная идентификация товара или человека.

Цифровой наблюдатель

Разного рода товары — далеко не единственное, что нужно учитывать и контролировать. Без этого, например, не обойтись на транспорте. С развитием системы ГЛОНАСС/GPS эту задачу решили с помощью спутниковых систем мониторинга, которые сейчас работают во многих городах. Теперь достаточно установить на автомобиль передатчик, и специальная программа будет собирать всю информацию о его движении, маршруте и скоростном режиме, позволяя при необходимости вносить корректировки. Это повышает надёжность перевозки и снижает потери.

С появлением мобильных гаджетов, оборудованных модулями GPS, системы слежения за транспортом вошли и в жизнь простых людей. Например, сервис заказа такси «Везёт» при включённой на смартфоне водителя функции геолокации позволяет клиенту по карте города отслеживать, где находится автомобиль. Это экономит время и деньги.

Здоровые сети

Примерно по такому же сценарию, что и системы слежения за транспортом, — от глобальных к частному — развивается и телемедицина, ставшая неотъемлемой частью системы здравоохранения.

Ещё в конце 1990-х годов начал действовать проект «Москва — регионы России». Он позволил сотрудникам медучреждений из отдалённых уголков страны посредством видеоконференций консультироваться с ведущими специалистами столичных клиник и друг с другом.

С ростом проникновения интернета на телемедицину обратили внимание и частные инвесторы, которые стали создавать продукты, позволяющие уже самим пациентам консультироваться со специалистами и вызывать врача на дом. Таким является проект Doc+, реализованный в Москве. Он объединил более 300 врачей столицы, которые готовы в границах города приехать к пациенту для его обследования, постановки диагноза и назначения лечения.

Ещё дальше пошла компания «Медси», которая при участии МТС, запустила сервис онлайн-консультаций. Более 2000 разнопрофильных специалистов будут вести удалённый приём жителей не только столицы, но и регионов.

Вступивший в силу 1 января 2018 года новый закон о телемедицине закрепил за ней статус полноценного игрока на рынке здравоохранения. До этого все удалённые назначения врачей носили лишь рекомендательный характер. Теперь же медики получат возможность официально ставить диагноз, назначать лечение и даже выписывать рецепты. Всё это откроет новую веху в развитии телемедицины как бизнеса.

В сеть за покупками

Если очные приёмы у врача становятся не обязательными только сейчас, то времена, когда за покупками нужно было идти в магазин, давно канули в Лету. Теперь практически всё — от продуктов до сложной техники — можно купить, не отходя от компьютера. А с развитием мобильного интернета и вовсе стало достаточно смартфона или планшета. Неудивительно, что, по информации Ассоциации компаний интернет-торговли, только в первом полугодии 2017-го россияне совершили онлайн-покупок на 498 млн рублей, что на 22% больше, чем за этот же период 2016 года.

Современный онлайн-прилавок сильно отличается от первых своих собратьев, которые начали появляться в конце 1990-х годов. Теперь это целые сервисы с возможностью сравнивать различные продукты, читать и оставлять отзывы и т. д.

Предприниматели довольно быстро оценили преимущества, которые даёт торговля в сети. Огромные ассортимент и охват аудитории (при грамотном позиционировании в сети), добиться которых в офлайне, при сопоставимых с платой за хостинг расходах, просто невозможно. Облегчённые за счёт интеграции с CRM-системами учёт и внутренняя логистика. И многое другое.

Одно из последних новшеств, которое уже взяли на вооружение самые продвинутые интернет-магазины, — это искусственный интеллект, который анализирует поведение покупателя в сети и предлагает именно то, что тому с большой вероятностью нужно: потребителю это экономит время, а бизнесу позволяет увеличивать продажи.

Ну и, конечно, основным трендом развития интернет-торговли в последнее время стала её «мобилизация» — всё большая ориентированность на мобильные платформы (смартфоны и планшеты), с которых в последнее время совершается всё больше покупок.

Сервис в кармане

Одна из причин стремительного роста спроса на мобильный интернет — огромное количество сервисов, которые стали доступными благодаря ему. Реализуются они, как правило, с помощью мобильных приложений.

Обычный человек сегодня пользуется десятками этих небольших программ. Их популярность понятна — они позволяют с лёгкостью решать те задачи, которые раньше требовали дополнительных усилий и отнимали массу времени.

К тому же работают приложения стабильнее и быстрее мобильных версий сайтов. Да и трафика потребляют в разы меньше, что при сегодняшней модели тарификации мобильного интернета для пользователя весьма важно.

С помощью приложений сегодня можно заказать еду, записаться к врачу, купить страховку, найти попутчиков, изучать иностранные языки, отслеживать результаты тренировок, мониторить физическую активность и состояние здоровья и многое другое. Неудивительно, что всё больше предпринимателей используют приложения как инструмент продвижения своих товаров и услуг.

Всё чаще в приложения «зашивают» элементы и других «умных» технологий: big data, искусственный интеллект, спутниковую навигацию и другое.

Вообще, синтез технологических платформ — это одна из основных особенностей «умных» технологий. Объединяясь, элементы систем расширяют функционал друг друга, а вместе с ним и спектр задач, которые с их помощью можно решать.

Подписка на новости

Новое и лучшее