21 сентября 2016

Я бы в геймеры пошёл

Сходства и различия между футболом и компьютерными играми глазами эксперта

То, что в девяностые годы считалось забавой для подростков, уже стало профессией. Во всем мире, не исключая Россию, компьютерные игры стали настоящим видом спорта. Об этом, а также о том, насколько быстрым может быть путь начинающего геймера ко всемирной славе, в разговоре с редактором МТС/Медиа рассказал Ярослав Комков, глава направления e-Sports на портале Sports.ru, один из основателей компании GamerStadium, развивающий в России сеть клубов для киберспорта.

Что изменилось за последние пять лет в мире геймеров?

Для меня старт новой эпохи в мире киберспорта – это первый чемпионат мира по Dota 2 в 2011 году. Его призовой фонд составил $1 млн. До этого подобные турниры сулили $150-200 тысяч, а тут – миллион. Это сразу все меняет в восприятии людей. Внезапно оказалось, что играя в компьютерные игры, можно заработать огромные деньги. После этого вокруг киберспорта начала формироваться настоящая индустрия. До этого он собирал любителей или даже фанатиков, которые готовы были за свой счет ехать на соревнования в Ростов-на-Дону в поезде на сидячих местах, претендуя на один ноутбук, видеокарту или 10 тысяч рублей в случае победы.

Киберспорт стал индустрией, когда нашлись энтузиасты, сумевшие применить к играм правила, работающие в других отраслях. Они нашли возможность привлечь в это деньги, построить вокруг желания людей играть то, что приносит заработок в течение долгого времени.

В этой связи с чем-то еще можно сравнить киберспорт?

Пожалуй, киберспорт повторил судьбу футбольных клубов. Когда-то футбол тоже был просто игрой для свободного времени. Известный своей скандальностью визионер киберспорта Алекс Гарфилд одним из первых придумал, как выстроить бизнес на основе гейминга. В его командах игроки получают срочные контракты и зарплату – как и в современном профессиональном футболе. Во многом благодаря таким людям геймеры поняли, что в этом можно жить, зарабатывать, строить свою карьеру.

Насколько масштабное явление – киберспорт? С чем это можно сравнить?

В мире все по-разному, в зависимости от страны. В Корее киберспорт – это религия. Есть забавная, но показательная байка о проходившем в Корее матче чемпионата мира по футболу, в котором сборная этой страны билась за выход в полуфинал. Для того, чтобы вдохновить местных футболистов перед игрой, к ним привели их соотечественника, трёхкратного чемпиона мира по игре Starcraft – в Корее он намного известнее любого футболиста. В Китае для многих компьютерные игры – единственный шанс хоть как-то пробиться, в Польше шутер Counter-Strike – второй по популярности после футбола.

  

В России хоккей и киберспорт примерно на равных.

В России киберспорт популярнее баскетбола и тенниса. У нас так: футбол, биатлон, а потом примерно на равных хоккей и киберспорт. Когда для хоккея не сезон, киберспорт стабильно третий. К слову, в киберспорте по-прежнему живо понятие СНГ: игроков, живущих во входивших в этот союз странах, по большей части не коснулись пока политические разногласия. Пожалуй, лучшая геймерская команда СНГ – украинская Natus Vincere, и в ней нет никакого разделения между русскими и украинцами.

Почему так случилось?

Не секрет, что производители игр разделяют мир на регионы. Игровой сервер обслуживает какой-то из регионов, и его жители играют между собой. Это удобно, в первую очередь, из-за сравнительно малой разницы во времени, вторая и даже более важная причина – язык. Почти всем производителям удобно ввести RU-регион, который охватывает несколько стран, входивших в СССР республиками. Все говорят по-русски, а это упрощает общение между игроками и с производителем, организацию трансляций с турниров.

Геймеры, выросшие в RU-регионе, почти не смотрят телевизор и мало читают газеты, которые зачастую и сеют разногласия. В RU-регионе среди геймеров не действуют государственные границы.

В художественную гимнастику, чтобы достичь вершин этого вида спорта, нужно прийти до школы. В футбол тоже очень желательно прийти как можно раньше. При этом век спортсмена короток. Как с этим в киберспорте?

Сразу скажу, что в киберспорте, которому пять-шесть лет, еще нет «последней точки», то есть людей, кто ушел из него из-за того, что не тянет в силу возраста. Бытует мнение, что киберспорт – это для подростков, однако есть сильные команды, в которых людям 27, 30, 32 года.

В отличие от традиционного спорта в компьютерные игры можно прийти в любом возрасте. Конечно, успех будет зависеть от заложенных в человеке качеств, от его реакции, умения стратегически мыслить и прочего, но нет нужды тратить годы, чтобы понять, дано тебе стать профессионалом или нет. Чемпион мира 2015 года по Dota 2 Самуил Хасан, пакистанец из не очень богатой семьи, пришел в игру всего за год до своего триумфа.

Так что же, всем можно попробовать себя в роли хорошего геймера?

Да. Более того, я на полном серьезе рекомендую родителям отдавать детей в подходящие компьютерные клубы на пробу. Не нужно, как в спорте, тратить десять лет на тренировки, чтобы получить отрицательный ответ: «нет, в великие ты не годишься». В компьютерных играх все становится ясно за 3-4 месяца регулярной игры по несколько часов в день.

  

В киберспорте не нужно тратить десять лет на тренировки, чтобы получить отрицательный ответ: «нет, в великие ты не годишься». Достаточно играть 3-4 месяца по несколько часов в день.

А в том же футболе как? Папа в хорошем смысле болен игрой, отдает сына в спорт-школу. Тот под влиянием отца посвящает свою жизнь футболу, «забивает» на все остальное, включая учебу, а потом к 16-17 годам выясняется, что нет, не быть ему в Manchester United. Большое разочарование, если не трагедия.

К слову, отличная тема – «забил на учебу». Компьютерные игры разве не то самое, из-за чего подростки начинают сегодня не успевать по всем предметам, забывают про семью?

Это сильно надуманная проблема. Все зависит от воспитания. Если родители участвуют в жизни ребенка, он не вычеркнет их из жизни. В моем детстве не было интернета, но были игровые приставки. Однако мне родители не позволяли играть в ущерб всему остальному. По-моему, это универсальное правило: сходил в школу, сделал уроки, а потом – твое свободное время, будь то компьютерные игры, футбол или чтение, по выбору. Если твой ребенок 28 часов в сутки играет за компьютером, то проблема в тебе.

Много ли в России людей зарабатывают на игре в компьютерные игры?

Волшебства нет: как и в обычном спорте, увлекающихся людей много, а зарабатывают на нем единицы. И там, и там может быть и очень большой заработок, и маленький. При этом и там, и там не обязательно быть игроком. В киберспорте, к примеру, еще можно быть стримером, который зарабатывает трансляциями игр, их комментированием, умением общаться с аудиторией.

Вы соотносите развитие киберспорта и увеличение доступности интернета?

Я твердо убежден, что гейминг – одна из важнейших причин, по которой развивались и развиваются интернет и компьютерные технологии вообще. Именно из-за них выходят новые, все более мощные компьютеры и видеокарты к ним, именно из-за них требования пользователей к интернету возрастают. Все офисные потребности закрываются компьютерами десятилетней надобности. Смартфоны тоже каждый год обновляют свое «железо» потому, что новые игры просят все больше и больше вычислительных ресурсов.

  

Гейминг – одна из важнейших причин, по которой развивались и развиваются интернет и компьютерные технологии вообще.

Важно и другое: для того, чтобы приобщиться к киберспорту, не обязательно играть, можно и смотреть через интернет. Человек не в теме может удивиться: что заставляет людей смотреть, как другие играют в компьютерные игры? Вместо ответа – встречный вопрос: что нас заставляет смотреть, как другие играют в футбол?

Вот вы, наверное, думаете, что больше всего интернет-трафика генерирует YouTube или Facebook. Однако это не так. Рекордсмен – Twitch.tv. Сайт, посвященный потоковому игровому видео. С помощью Twitch люди транслируют то, как они играют со смартфона или с компьютера. Другие люди могут смотреть это со своего компьютера или со смартфона через мобильный интернет. Twitch — удобная штука и для тех, кто не уверен в покупке игры: посмотрел на других, все взвесил и решил.

Сильно влияет качество доступа в интернет на популярность компьютерных игр?

Короткий ответ – нет. Я родом из Саранска, а это не самый развитый город с точки зрения доступности технологий. Я жил в двух километрах от центра города, но проводного интернета у нас нет. Впервые дома появился интернет благодаря 3G-модему. Если нет интернета, есть оффлайн-игры, если нужен интернет, но нет проводного, выручают 3G- или 4G-модемы. В крайнем случае, люди в стремлении играть в онлайн-игры познают тайны усиления сигнала от базовой станции.

В какие популярные онлайн-игры можно играть при помощи 3G?

В любые стратегии, WarСraft, Dota 2, во многих случаях даже в Counter-Strike и World of Tanks.

Каковы главные проблемы российского геймера и компьютерных игр как увлечения, вида спорта?

Восприятие людей. В глазах многих играющий в компьютерные игры человек занимается чем-то плохим или просто несерьезным. Лучше воспринимается, если человек пьет пиво у дома или в баре. Компьютерные игры демонизируют.

В 2007 году ученые из Эдинбурга выяснили, что полчаса увлеченной игры на игровой приставке по расходу калорий соответствуют пешей прогулке в течение часа. В исследовании участвовали 16 геймеров.

Когда, хотя бы на уровне государства, игры перестанут называть злом, эта главная проблема геймеров будет решена. Не нужны никакая поддержка или дотации – просто не мешайте. Показательно: в киберспорте «накрылись» почти все государственные объединяющие организации, так как в них нет нужды, а границы между странами геймеры часто игнорируют, как мы это уже выяснили.

А что вы ответите тем, кто называет увлечение компьютерными играми вредным для здоровья?

Это второй стереотип. При этом очень многие из нас проводят в офисе за компьютером 8-10 часов. Играть само по себе не вредно, как и не вредно работать в офисе. Вредно исключать из своей жизни ходьбу, бег, спортивный зал. Чем бы ты не занимался, главное, не перегибать палку.

Подписка на новости

Новое и лучшее