04 июля 2018

«План побега — 2» и другие фильмы про тех, кто смог вырваться из заточения

Бег с препятствиями

Сильвестр Сталлоне вернулся на экраны в фильме-сиквеле «План побега — 2» — хоть на этот раз и без крепкого плеча Арнольда Шварценеггера. Специалист по обходу самых изощрённых систем безопасности вновь столкнётся с коварным противником — рассказываем, как над ним удастся взять верх. А заодно предлагаем вспомнить, кому ещё из экранных героев удавалось сбежать из заточения и не попасться.

«План побега»: мышцы плюс мозги

Вышедший на экраны в 2013 году фильм «План побега» привлёк внимание зрителей задолго до премьеры: впервые в карьере два кумира нескольких поколений, «последние герои боевика» Сталлоне и Шварценеггер составили полноценный дуэт. Годом ранее экс-губернатор Калифорнии появился в «Неудержимых-2», но там о зрительском восторге речи не шло — слишком крохотная была роль.

В «Плане побега» Сталлоне сыграл Рэя Бреслина — человека, совмещающего в себе недюжинную физическую силу и могучий интеллект, который время от времени специально оказывается в тюрьме, чтобы из неё сбежать. Так он показывает слабые места подобных заведений. Очередной такой эксперимент оборачивается серьёзной угрозой для жизни главного героя, и ему приходится объединить усилия с другим заключённым, чтобы вместе выбраться на волю. С помощью смекалки, мордобоя и стрельбы персонажи Слая и Арни не только сбегают из тюрьмы, но и воздают по заслугам плохим парням, а довольные зрители расходятся писать в интернете положительные отзывы. Ностальгия — штука сильная.

В продолжении на этом же чувстве как следует сыграть не удалось: Сталлоне остался один, приглашённый в команду поддержки Дэйв Батиста до Шварценеггера харизмой не дотягивает. В проект основательно вложились китайские продюсеры, благодаря чему добрую половину фильма герой Бреслин вообще присутствует только в качестве голоса за кадром. Но основные параметры сохранились: имеется высокотехнологичная тюрьма с психопатом-директором, заключённые постоянно вступают друг с другом в поединки, а чтобы сбежать, нужно быть семи пядей во лбу и при этом уметь размахивать кулаками. Полтора часа фильма пролетают незаметно, и, хотя он немного уступает первой части, всё равно остаётся боевиком, по которым сильно скучает зритель. Кстати, триквел — не за горами.

«План побега» (2013)

«Побег из Шоушенка»: помоги себе сам

Экранизация повести Стивена Кинга «Побег из Шоушенка» — пожалуй, самый известный фильм на тему освобождения от несправедливых уз. Тим Роббинс и Морган Фриман под руководством режиссёра Фрэнка Дарабонта наиграли на семь номинаций на «Оскар» — в итоге картина не получила ни одного, но только из-за серьёзной конкуренции. Писатель, который обычно продаёт кинокомпаниям права на свои произведения за доллар, наверняка был удивлён тем, что не самое популярное его произведение на киноязыке зазвучало столь мощно и снискало такой успех.

История Эдди Дюфрейна, рассказанная в фильме, — это в первую очередь гимн силе человеческой воли. Несправедливо осуждённый герой берёт собственные оковы измором: у него нет ни стальных мускулов, ни супергаджетов, ни полезных связей на свободе. И всё-таки он добивается своего, потому что не сдаётся. Концовка картины, пожалуй, чересчур оптимистична, но это не мешает ей оставаться одним из любимых продуктов индустрии — особенно в России. Отечественные зрители до сих пор не нашли «Побегу из Шоушенка» замену на вершине списка лучших фильмов в истории.

«Побег из Шоушенка» (1994)

«О где же ты, брат?»: кантри в цепях

Культовые братья Джоэл и Итан Коэны, во многом определившие развитие американского кинематографа, пробовали себя в разных жанрах, — но криминальная тема присутствует во всех их фильмах. В картине «О где же ты, брат?» действие строится вокруг скованных одной цепью — в буквальном смысле — заключённых, которые вынуждены совершить побег вместе. Чтобы уйти от погони и добраться до миллиона долларов, героям приходится выдавать себя за кантри-группу, так что специфический юмор Коэнов в данном случае сопровождает музыка — тоже не самая серьёзная.

Персонажи составляют очень даже успешное трио и дают концерты. Джордж Клуни, сыгравший главную роль, пытался освоить вокальное мастерство самостоятельно, но в итоге его исполнение режиссёров не устроило. Картина была и остаётся одним из самых развесёлых фильмов в карьере неразлучной парочки сценаристов и режиссёров. Российский зритель, что любопытно, во время просмотра вспомнит про «Джентльменов удачи» — и хотя в советском фильме обошлось без музыкальных номеров, героев двух картин роднит любовь к свободе и способность смеяться и над самими собой, и над жизненными неприятностями.

«О где же ты, брат?» (2000)

«Джентльмены удачи»: все побежали — и я побежал

Упомянутый уже фильм Александра Серого (а не Георгия Данелии, как многие считают, — он здесь только сценарист) появился на советских экранах в 1971 году. Скоро будет полвека, как он остаётся одной из любимых комедий для россиян: успех более чем солидный. История о заведующем детским садом, который соглашается выдать себя за матёрого преступника, а в итоге оказывается предводителем троицы беглых заключённых, подкупает своей простотой. Хотя простой не является — ведь украденный шлем Александра Македонского, который пытаются отыскать герои, вовсе не главное.

Евгений Леонов, исполнивший главную роль, установил определённую планку, выше которой мало кто смог прыгнуть в отечественном кино. Его герой, как истинный педагог, до последнего пытается перевоспитать попавшихся ему под руку «уголовных элементов». Получается у него или нет — решать зрителю, ведь фильм заканчивается ещё одним побегом, который совершают преступники, осознав, что выходят на слишком правильную дорожку. Что у фильма получилось лучше всего — так это стать для публики источником бессмертных цитат. Про «пасть порву, моргала выколю» знают даже те, кто родился на пару десятилетий позже премьеры «Джентльменов удачи».

«Джентльмены удачи» (1971)

«Побег из курятника»: птичку жалко

Кто сказал, что бежать из тюрьмы можно только персонажам художественных фильмов? В анимации тоже есть место духу свободолюбия. Отличным примером является мультфильм «Побег из курятника», который к тому же пародирует вполне серьёзное кино, умудряясь при этом никого не обидеть. Главными героями, как следует уже из названия, служат пернатые обитатели фермы, которые чувствуют себя не очень комфортно перед лицом ежедневной опасности оказаться чьим-то обедом.

Создатели мультика талантливо распределили между курами-персонажами характеры: тут есть и настойчивая Джинджер, затевающая побег, и отставной вояка Фаулэр, и хвастун-американец Рокки (озвученный самим Мелом Гибсоном). Смотреть на это одинаково весело и взрослым зрителям, и детям — собственно, все они принесли в кинотеатры достаточно денег, чтобы с лихвой окупить производство ленты. Но и поучительная составляющая присутствует: бедным курам раз за разом не удаётся преодолеть возведённые людьми стены, но всегда находится причина предпринять ещё одну попытку. Пернатые могут послужить примером, хоть и вылеплены из пластилина, чтобы нас развлекать.

«Побег из курятника» (2000)

Посмотреть фильмы про побег и не только абоненты МТС могут бесплатно — сейчас можно получить в подарок подписку к онлайн-кинотеатру ivi на два месяца.

В этой видеотеке — более 30 тысяч фильмов и сериалов, доступных к просмотру со смартфонов и планшетов под управлением Android и iOS. Чтобы получить бесплатную подписку, введите команду *347# в режиме набора номера и нажмите клавишу вызова. Подробности здесь.

Подписка на новости

Новое и лучшее