21 мая 2015

Накоротке

Недлинная история коротких мобильных номеров в России

Сейчас значительная часть владельцев мобильных телефонов о коротких номерах (4-6 цифр) вспоминает, в основном, благодаря службам безопасности банков и вспомогательным информационным сервисам различных компаний или организаций. Однако еще пару-тройку лет назад короткие номера были очень заметным и значительным явлением в мобильной связи.

Стоимость вызовов на короткие номера зависит не от тарифа абонента, а от желания владельца конкретного номера. Принадлежат короткие номера вовсе не операторам, как это принято считать, а организациям, которые предоставляют различные сервисы – от продажи музыки и юридических консультаций до разговоров «для взрослых». Списываемые с мобильного счета абонента средства делят между собой оператор связи и поставщик контента, при этом последний может отдавать часть cобственной доли своим партнерам, также участвующим в предоставлении сервиса.

Благодаря простоте запуска сервисов на коротких номерах и их сверхпопулярности у россиян этим рынком очень быстро заинтересовались мобильные мошенники. Не последнюю роль в этом сыграло и отсутствие четких законодательных норм, регулирующих новую для отечественной экономики сферу. Несмотря на то, что конечными сервисами не управляли операторы, с претензиями – и не малыми – по случаям мошенничества абоненты традиционно приходили именно к ним. Многое, что связано с коротким номерами, сильно демонизировано до сих пор, несмотря на то, что рынок таких услуг уже перестал быть «диким». Попробуем разобраться в тёмном прошлом контентных сервисов и разглядеть их перспективы.

Расцвет

В чем же кроется секрет успеха коротких номеров как средства для получения контента? В начале 21 века, когда мобильные телефоны сильно подешевели и перестали быть исключительным атрибутом состоятельности, проникновение интернета в России было еще низким, мобильного интернета – тем более. Типичными источниками новой информации и средствами для развлечений были газеты, телевизор, радио, книги. И тут операторы своими короткими номерами дали интересную альтернативу.

Владельцу мобильного телефона благодаря коротким номерам стало возможным получить новости, узнать курсы валют, прогноз погоды или свой гороскоп – здесь и сейчас, где угодно и когда угодно. Тогда сотовые телефоны были в диковинку, и многим нравилось украшать свой гаджет картинками или выделяться посредством оригинальной мелодии для звонка. Весь этот незамысловатый, но востребованный контент наполнял толстые бесплатные каталоги, и они в салонах сотовых операторов были нарасхват.

Отчасти короткие номера выполняли функцию сегодняшних социальных сетей. Появились сервисы знакомств по SMS и телефонные службы для разговоров на «взрослые» темы – без этого индустрия развлечений редко обходится. Оперативные консультации и справки по разным направлениям давали платные службы поддержки. Сотовая связь и короткие номера открыли для людей столько всего нового, что контентные сервисы переживали настоящий бум. По данным AC&M Consulting, объем рынка контента по коротким номерам в 2009 году превысил 33 млрд рублей, а год спустя этот показатель вырос еще почти на 20%. Потребление некоторых услуг в 2007-2009 годах могло вырастать в несколько раз за год, а рост в десятки процентов был совершенно обычным.

 

sms

 

Как ни странно, помог рынку контента и рост проникновения в России доступа в интернет. Различные сайты, предлагавшие загрузить программы, фотографии или фильмы, нередко давали такую возможность после отправки платной SMS на короткий номер. Некоторые открывающиеся в сети сервисы таким же образом продавали своим пользователям VIP-статусы. Хороший пример – сайты знакомств.

В годы, когда ни о какой электронной коммерции в России не шло речи, коротким номерам в качестве платежного средства зачастую не было никакой альтернативы. Вместо всех нынешних электронных денег, интернет-банков и кредитных карт тогда были только короткие номера. Это было их золотое (в разных смыслах) время.

Нашла коса на камень

На стыке популярности и платности услуг всегда появляются желающие обогатиться слегка нечестным или откровенно преступным образом. Поставщики контента время от времени прибегали к умалчиванию его стоимости, сообщали о ней в некорректной форме, да и просто обманывали, например, сообщая недостоверную информацию в описании услуг.

В начале 2000-х типичное сотрудничество оператора и провайдера услуги было таким. Поставщик придумывал сервис, для которого необходим был короткий номер. Оператор этот номер предоставлял и получал часть доходов от сервиса.

Конечно, оператор знал, каких именно денег стоит каждому абоненту SMS на каждый короткий номер. Однако не было никакой технической и правовой возможности полностью контролировать то, как именно провайдер сервиса его продвигает, и не указывает ли он где-нибудь в интернете стоимость 1 рубль для того, что на деле стоит 10. Борьба с мошенниками от коротких номеров, в которую были вовлечены операторы, ставила последних порой в щекотливую ситуацию: от них стали требовать относящихся к правоохранительным органам карательных функций.

Усугубляла ситуацию и невнимательность самих абонентов. Очень часто покупка через короткий номер импульсивна: стремление получить желаемое как можно быстрее пересиливает осторожность, и люди не читают условий предоставления услуги, даже если они правдивы и находятся прямо перед глазами. Совершается покупка, со счета списываются деньги – иногда гораздо большие, чем рассчитывал абонент.

Так или иначе, пользователи к концу первого десятилетия века начали жаловаться, и немало. Конечно, эти жалобы получали, по большей части, сотовые операторы. Споры удавалось решать мирным путем, но не всегда. Истории недовольных людей время от времени становились публичными.

Нередко бывало и так, что скандалы раздувались нарочно теми, кто потреблял контент осознанно, а затем играл роль потерпевшего, этакой жертвы несправедливости. В глазах общества короткие номера превратились в абсолют зла и незапланированных расходов, а операторы – в грабителей. Абоненты стали взывать к государству, к антимонопольному ведомству, тем органам власти, которые отвечают за рынок связи.

По ту сторону счета

Бытует мнение, что операторы сотовой связи, наблюдая за бедами своих абонентов, оставляли всё как есть, и ничего не предпринимали. Это, конечно, не так. Пускать все на самотёк операторам было, в первую очередь, просто невыгодно. С одной стороны, операторы получали долю в доходах, в том числе, и от мошеннических услуг. С другой стороны, рынок легального мобильного контента был гораздо больше, и сами сотовые компании активно развивали собственные дополнительные сервисы – от мелодий вместо гудков до платежей с мобильного. Снижение доверия к дополнительным сервисам сильно тормозило развитие этих сегментов.

Еще в середине первого десятилетия текущего века операторы взяли курс на сокращения числа партнеров по контенту, чтобы улучшить контроль предоставляемых сервисов. В первую очередь, разрывались отношения с недобросовестными партнерами – услуги таких компаний закрывались десятками в год. Вместо множества партнёрских связей к настоящему времени осталось несколько соглашений с агрегаторами, которые берут под свое крыло конечные сервисы и несут за них ответственность.

Примерно тогда же, в средине нулевых, операторы разработали и внедрили средства, позволяющие информировать абонентов о стоимости отправки SMS на конкретный короткий номер до этой самой отправки. Это сразу и заметно сказывалось на сокращении числа обращений с претензиями.

В 2012 году МТС ввела обязательное предварительное информирование о стоимости всех SMS на короткие номера и запустила платформу для управления SMS-подписками на своем сайте: в обход неё стало невозможно оформить ни одной подписки с короткого номера. Такой двойной удар сразу вчетверо сократил ежемесячное количество жалоб по случаям мошенничества. К слову сказать, в 2012 году МТС обработала около 200 тысяч таких обращений, большая часть которых пришлась на первую половину года. В тот год абонентам было возвращено около полусотни миллионов рублей. Уже тогда в большинстве случаев при жалобах на неправомерно списанные средства за контент средства немедленно возвращались абоненту, и только после этого начиналось разбирательство насчет того, кто виноват.

 

телефон

В 2013 году МТС начала массовую кампанию перезаключений контрактов с контент-провайдерами. Штрафы для них за нарушения в сфере продажи контента и предоставления услуг увеличивались в разы, иногда превосходя стоимость оказанных услуг в 15 раз. В том же году появилась услуга о запрете контента: подключив ее, можно вовсе закрыть для себя платные услуги по коротким номерам. За год после введения услугой воспользовались 1,5 миллиона человек.

Что же в итоге? Количество негатива сильно уменьшилось. Количество партнеров оператора по контенту – тоже. Почти все нынешние сравнительно немногочисленные партнеры операторов – агрегаторы сервисов, а не собственно владельцы контента. Из-за «закручивания гаек» операторами они тоже оказались в числе пострадавших: доходы по части коротких номеров сильно снизились.

Правовое дело

Параллельно «войне» с провайдерами шла интенсивная совместная работа с государственными регуляторами и законодательными органами. В 2012 году депутат Сергей Железняк выступил с инициативой внесения изменений в федеральный закон «О связи», которые должны были учесть сложившуюся ситуацию на рынке мобильного контента.

Несколько лет участвующие в обсуждении законопроекта стороны решали непростую задачу: с одной стороны, нужно было защитить интересы абонентов, с другой – не убить чрезмерной жесткостью законов весь рынок мобильного контента, многие участники которого добросовестно вели свой бизнес. На тех же номерах работали бесплатные для конечных пользователей информационные сервисы, а еще короткие номера стали привычным средством совершения взносов на благотворительные цели.

Копий вкруг законодательных изменений было сломано немало, но компромиссы были найдены. В 2014 году изменения в законе «О связи» вступили в силу, установив действующие в настоящее время правила оказания контентных услуг через короткие номера.

Сейчас все операторы мобильной связи в России в обязательном порядке предварительно информируют абонентов о стоимости всех SMS на короткие номера. Только согласившись с расценками, абонент может получить услугу и соответственно уменьшить баланс своего лицевого счета. При желании, абонент может попросить оператора завести ему отдельный счет для такого рода услуг, чтобы не было даже теоретической возможности обнулить основной счет, с которого снимается плата за обычные услуги связи.

Наступление интернета

Однако даже в созданной в короткие сроки безопасной среде короткие номера вряд ли уже будут тем, чем были. Главная причина этого кроется вовсе не в доверии, в финансовой и правовой сферах, а в более новых технологиях.

Развитие сетей 3G и 4G, появление в конкретном городе быстрого и доступного по цене мобильного интернета сильно и отрицательно сказывается на потреблении контента через короткие номера. Это не значит, что контент становился ненужным или стал хуже. Просто вместо обычного телефона в руках появился смартфон, а всё необходимое можно найти в интернете, при этом, бесплатно. Общение в социальных сетях, качественное видео из любого места, мобильное телевидение без привязки к антенне: нет сомнений, что именно за смартфонами – будущее мобильного контента.

Это будущее обещает быть вполне безопасным, несмотря на то, что за технологическими веяниями, увы, поспевают и злоумышленники. Они приспособили смартфоны под уже «обжитые» короткие номера и, заражая гаджет вирусом, инициируют отправку дорогостоящих SMS без ведома владельца. МТС с такой несанкционированной отправкой SMS успешно справляется с помощью предварительного информирования о стоимости SMS, которое зловредным программам обойти не удается. Кроме того, оператор внедрил систему, распознающую заражение смартфонов на базе популярной платформы Android: при выходе в интернет происходит переадресация на специальную страницу, сообщающую о возможном заражении и предлагающую абоненту установить себе бесплатную антивирусную программу.

Контентные услуги, связанные с короткими номерами, по-прежнему остаются нужными тем, кто новомодным гаджетам предпочитает обычный телефон. Сейчас это люди преимущественно старшего возраста, которые пока просто не решились на знакомство с новыми технологиями. Для них хорошим и безопасным выбором будут те информационные и развлекательные услуги, которые на своем сайте собрала МТС – выбор там огромен, при этом оператор гарантирует точность описания сервисов, включая их стоимость.

Не обойтись без коротких номеров и владельцам смартфонов, хотя контент тут и не при чём. Через короткие номера абоненты мобильной связи взаимодействуют с банками, некоторыми муниципальными и коммерческими службами. Сейчас очень быстро растёт количество тех людей, которые, отправляя SMS на короткий номер, делают свой вклад в благотворительность. Короткие номера незаменимы при живом голосовании на телевизионных шоу: это очень распространённый элемент многих эфирных передач. Короткие номера не ушли, а сумели переродиться и остаться полезными всем пользователям мобильной связи.

Подписка на новости

Новое и лучшее