02 октября 2015

Седьмой круг

С пылу, с жару: обзор только вышедшей седьмой по счету игры легендарной серии «Герои меча и магии»

Серия пошаговых стратегий Heroes of Migth and Magic, действие которых развивается в фэнтезийной мире с эльфами, гномами, магами и драконами, месяц назад отметила свое двадцатилетие. И вот, 29 сентября в геройской саге стало одной игрой больше. Автор МТС/Медиа, в свое время поигравший во всех «Героев», начиная со вторых по счету, не упустил возможности обзавестись копией новой игры и бегло в ней осмотреться.

Учитывая разный опыт наших читателей, новичкам мы сперва расскажем о «Героях» вообще, на случай, если это будет их первое знакомство с подобной игрой. Однако этот текст будет больше интересен тем, кто уже знает о «Героях» не понаслышке.

Краткий курс начинающего героя

Седьмые «Герои» сохранили базовые принципы предыдущих игр серии. Во время игры игрок управляет своим королевством, заботясь о его экономической и военной мощи. Ключевыми действующими персонажами игры являются бессмертные герои. Как правило, у каждой из враждующих сторон, которых может быть до восьми, есть один главный герой и один или несколько помощников. Действие каждой игры происходит на так называемой карте, рисованном трехмерном мире, на который игрок смотрит сверху.

Герои

Ключевые объекты в игре – города. Они приносят денежный доход и обеспечивают прирост воинов для армий героев. В каждом городе можно нанимать до семи разных видов существ. Задача героев в игре – добыча ресурсов, магических предметов, занятие важных объектов, таких как города и шахты, сражения с нейтральными армиями и армиями противника. Сражения приносят герою опыт, накапливая который он может развивать свои умения, делающие его сильнее. Для перехода на каждый следующий уровень герою неизменно требуется все больше и больше опыта.

Герои

В седьмых «Героях» есть шесть фэнтезийных рас (фракций), у каждой из которых – свои особенности, свой тип города и существа в нем, свои герои. Каждая раса имеет как слабые, так и сильные стороны, и все это надо учитывать при выборе стратегии развития королевства и тактики боев.

«Герои» – пошаговая стратегия. И в бою, и на игровой карте игроки ходят по очереди: спешить бессмысленно, а вот думать следует обязательно. Пошаговый принцип роднит «Героев» с шахматами, во всяком случае тем, что любая возможность хода имеет высокую ценность. Ловкость и скорость реакции в «Героях», в отличие от гонок или «стрелялок», не котируются.

Условия победы в игре, вообще говоря, могут быть разными. Стандартное условие – победить всех врагов, то есть, уничтожить вражеских героев и занять все их города.

Назад, к истокам

Сравнивая седьмых «Героев» с предыдущими играми серии, можно отметить, что многое взято из добротной пятой игры, а некоторые новшества провальной шестой, наоборот, канули в лету. Самым важным, пожалуй, стоит считать возврат к семи типам ресурсов вместо четырех в шестых «Героях» – этот шаг снова сделал экономическую составляющую игру разнообразной. Правда, вместо кристаллов, драгоценных камней, серы и ртути, которые были в пятых «Героях» и раньше, теперь есть кровавые кристаллы, звездное серебро, сумеречная и драконья сталь.

Герои

Отказались разработчики и от неполюбившейся многим в шестых «Героях» возможности моментально нанимать в одном городе существ из всех городов, которыми владеет игрок. Теперь, как и в пятых «Героях», подкрепление из другого города можно выслать караваном, который будет идти несколько игровых дней, и чем дальше город, тем дольше.

Снова вернулись в игру гильдии магов в городах, а заклинания перестали быть навыком героя, который можно было произвольно выбрать при достижении следующего уровня.

Герои

Как и в шестых «Героях», города и форты позволят контролировать целую территорию вместе с жилищами существ и шахтами на них, но перестраивать захваченные города, меняя их принадлежность к своей фракции, больше не выйдет. Форты после захвата разрушаются и их нужно отстраивать за ресурсы, при этом эти строения больше не приносят никакого дохода.

Закат чемпионов

Исходя из опыта игры автора, самые сильные и дорогие существа, так называемые чемпионы, увы, почти никогда не играют большой роли в сражениях. Да, они очень могучи, но их низкий прирост – 1 штука в неделю – не позволяет им в большинстве игровых партий сформировать ударный боевой стек. Чемпионы часто погибают, не нанеся противнику никакого урона. Ключевым в любой армии становится стек из базовых существ 1-3 уровня, как правило, с возможностью стрельбы. Такое доминирование слабых существ роднит шестых и седьмых «Героев» – в третьих, в четвертых и пятых «Героях» погоду делали сильнейшие воины, зато слабые зачастую оказывались бесполезными уже к середине игры. Что лучше – вопрос философский.

Итак, постройка зданий для чемпионов и их покупка в седьмых «Героях» – занятие накладное, а польза в боях – сомнительна. Зачастую игроки станут отказываться от постройки жилищ для этих воинов, так как ценные ресурсы окажется выгоднее потратить на что-то еще.

Упадок магии

В седьмых «Героях» – семь школ магии, в каждой – четыре уровня заклинаний для каждого уровня гильдии магов в городах. На взгляд автора, очень быстро выявляется узкий круг заклинаний, которыми вы будете пользоваться регулярно, тогда как остальными – почти никогда. Несмотря на то, что, как и раньше, в новой версии игры герои могут специализироваться либо на магии, либо на военных навыках, влияние магии на ход сражения невелико, и чем крупнее армии, тем меньше выгоды от того, что ты – маг.

Каких-то сверхсильных заклинаний, вроде замедления, ускорения и воскрешения в третьих «Героях», в новой игре нет. Городской портал общедоступен для всех героев и ограничен возможностью перемещения в ближайший город, в котором есть специальная постройка. Лихо скакать по городам не получится, и на больших картах придется работать над логистикой.

Герои

Вместе с тем, добывать нужные заклинания стало удобнее: при постройке гильдии магов в городе можно указать, на какой школе магии она будет специализироваться. Это гарантирует по одному заклинанию нужной школы на каждом уровне.

Города

Как и в пятых «Героях», постройки в городах разделены по уровням, равным количеству уже сделанных построек. Так, построив только пять зданий в городе, постройки седьмого уровня не сделать. Кроме уровня отстройки города у зданий могут быть и другие требования по наличию уже имеющихся построек. К примеру, построить жилище зеленых драконов в эльфийском городе можно только полностью отстроив гильдию магов.

Во всех городах чемпионы есть в двух вариантах, и нужно выбрать, жилище для какого существа строить: сразу заиметь и то и другое не получится. К слову, альтернатива зеленым драконам в седьмых «Героях» – стреляющие древоподобные энты. В каждом городе есть и несколько других взаимоисключающих построек, например, дающих дополнительный прирост одного из двух видов существ – на выбор.

Развитие защитных сооружений городов не влияет на прирост нанимаемых существ, но предоставляет городу несколько стеков воинов-защитников, которые будут оборонять город при нападении. Это новшество – отличное средство борьбы с залетными героями-разведчиками с минимальной армией.

Герои

Карта

На игровой карте немало хорошо знакомых построек, но есть и новые. К примеру, появились небольшие золотые шахты, которые приносят вдвое меньше денег, по сравнению с обычными. Разнообразие объектов, на первый взгляд, не уступает предыдущим играм серии.

Отдельных жилищ на карте удостоились только воины-чемпионы. Для каждой фракции есть также единое жилище основных существ, и аналог – для элитных. Есть также «общежитие» стихийных элементалей и лагерь для найма случайного существа раз в неделю.

Герои

Разнообразят геймплей разрушенные объекты, которые можно либо окончательно уничтожить, либо восстановить за ресурсы – например, мост между двумя островами.

Герои

Наука быть героем

В новой игре героям, как обычно, по-разному доступны те или иные навыки. Скажем, если разработчики посчитали, что конкретному герою нельзя довести навык «Лидерства» до совершенства, то это никак не обойти. Все доступные для героя навыки представлены в виде так называемого кольца, где сразу видно, в чем персонаж может достигнуть вершин, а в чем останется посредственностью до конца своих дней. Максимальный уровень героев –30, и всех возможных навыков герою не выучить тоже никак.

По опыту игры в бета-версии седьмых «Героев», автор нашел навыки и способ доступа к ним несбалансированными: выделялись очень легкодоступные и ценные, а также труднодоступные и малополезные способности. Времени судить обо всех изменениях, сделанных разработчиками к выходу игры, у автора не было, ведь для этого нужно сыграть несколько партий разными героями.

Сомнителен существующий по умолчанию в седьмых «Героях» вариант произвольного выбора навыков: при повышении уровня героя, можно выбирать любую доступную в настоящий момент новую способность. Такой подход к развитию героя делает игру менее интересной, так как с самого начла известно, как и в каком порядке будет учиться герой. К счастью, есть опциональный режим выбора навыка из нескольких случайно предложенных – это вносит элемент непредсказуемости и зависимость от удачи, которая всегда играла важную роль в «Героях».

Интерфейс

Под занавес, немного о внутриигровых удобствах для пользователей. Основной интерфейс в режиме карты и в режиме боя напоминает собой то, что игроки видели в пятых «Героях». Основные кнопки управления игрой на карте расположены справа, а в бою – слева.

Седьмые «Герои» — это 3D-игра, но экраны городов разработчики сделали двухмерными. За исключением экрана дерева построек, интерфейс в городе нареканий не вызывает: все под рукой. Что до схемы отстройки города, то она не слишком хорошо позволяет ориентироваться начинающему, да и дизайн ее оставляет желать много лучшего.

Герои

На экране героя есть вкладка для навыков, на которой хорошо видны все способности, которые уже есть у персонажа. Можно так же посмотреть и то, чему герой способен научиться в будущем, чтобы принять решение, стоит ли игра свеч. На другой вкладке экрана героя – магические артефакты, как те, что используются, так и те, что лежат в рюкзаке.

Технический аспект

Во время бета-тестирования седьмые «Герои» заслужили немало негативных отзывов за технические огрехи. К сожалению, обычной практикой сейчас стал выход сырой игры, которую разработчики допиливают уже после. Увы, и новые «Герои» не стали исключением. На многих компьютерах честным образом приобретенная игра не запускалась. Тем, кто приобрел диск, все равно пришлось загружать свежую версию игры, по сути, с нуля, а это более 10 ГБ.

За первые пару дней после начала продаж игры разработчики выпустили несколько патчей ради исправления выявленных ошибок, но все проблемы так и не были решены. При этом речь идет только о технических вопросах, а ведь нареканий по внутриигровому балансу тоже хватает.

Если вы надумаете покупать седьмых «Героев», МТС/Медиа рекомендует купить именно онлайн-версию в магазине приложений издателя Ubisoft или в магазине Steam. С учётом огромных патчей, покупка диска только усложнит процесс установки игры.

Подписка на новости

Новое и лучшее