12 августа 2016

Дважды виртуальная реальность

О нашем будущем с виртуальной реальностью: по мотивам рассказа российского специалиста из Google

Вы надеваете особенные очки или специальный шлем и моментально оказываетесь в нарисованном компьютером мире, который будут видеть ваши глаза и в который будет верить ваш мозг. Это может быть что-то обыденное, экзотическое или сказочное — важно то, что вы будете ощущать себя вовсе не там, где вы на самом деле находитесь. Давайте постараемся понять, какое место занимает виртуальная реальность в нашей жизни сейчас, и чем она может удивить несколько лет спустя. В начале августа 2016 года в Москве об этом подробно рассказал Андрей Дороничев, глава подразделения Google, занимающегося виртуальной реальностью. Его рассказ помог нам лучше во всем разобраться.

Что за зверь?

Автор этих строк еще в 80-х годах прошлого века частично ощутил на себе то, что сейчас дают современные технологии виртуальной реальности — при помощи панорамного кино. В Москве (не знаю, как в других города) в двух-трех местах можно было прийти на необычный сеанс в необычный кинозал — круглый, без сидений, с экраном на стене по всей окружности зала. Находясь внутри этого своеобразного цилиндра я посмотрел два фильма, не отличающихся каким-то выдающимся сюжетом. Они позволяли осматриваться в любой момент времени на все 360 градусов, почувствовать себя в автомобиле на трассе или в катере, рассекающем волны живописного озера. Это было кино, в котором главное было то, что оно дарило необычные ощущения по сравнению с традиционным походом на «Неуловимых» или на мультики. Так как картинка была реальной, довольно легко можно было поверить в действительность виденного, особенно прибегнув к богатой детской фантазии.

Компьютерная виртуальная реальность — это тоже не что-то совсем новое. О том, что можно испытать на себе сейчас при помощи специальных шлемов или очков, предметно судачить и фантазировать стали еще два-три десятка лет назад, а дорогостоящие узкоспециальные решения появлялись еще раньше. Общие принципы, воплощенные сейчас в конкретных устройствах и приложениях, раньше нельзя было «опредметить» для множества людей в силу слабой вычислительной мощности компьютеров.

 

Очки виртуальной реальности Samsung Gear VR " © «Стрелка»

Очки виртуальной реальности Samsung Gear VR

Очки или шлем, которые сейчас можно приобрести и надеть на себя, либо сами содержат в себе компьютер, либо соединены с компьютером. Под компьютером мы понимаем самый общий случай, ведь его роль могут играть, к примеру, смартфон или игровая приставка.

Компьютер выполняет специальную программу, которая генерирует изображения для левого и правого глаз по отдельности. Это позволят формировать трехмерную картинку, которую наш мозг «соглашается» принимать за реальную. Помочь мозгу переварить в эту ложь призваны датчики, которые отслеживают перемещение очков или шлема в пространстве: вы поворачиваете голову, и картинка в устройстве меняется так, как она бы могла поменяться, будь представленный вам мир реальным. Для большей части современных устройств поддерживается только повороты головы, но некоторые позволяют даже перемещаться в пределах нескольких квадратных метров. Чем больше устройство вам позволяет вольностей, тем реальнее будет для вас то вымышленное, что видят в шлеме виртуальной реальности ваши глаза. Специалисты в таких случаях говорят о степени так называемого эффекта присутствия. Все же смотрели фильм «Матрица»? Там виртуальная реальность подавалась через разъем прямо в мозг. Мы же сейчас ограничиваемся зрением и слухом.

Что виртуализировать?

Как рассказывал в августе эксперт по всему виртуальному из Google Андрей Дороничев, сейчас для технологий виртуальной реальности — время экспериментов. Пробуется абсолютно все, и пока неясно, что именно «выстрелит» и определит судьбу технологии в будущем. Есть несколько основных направлений, и самое очевидное — развлечения. Многие современные компьютерные игры уже сделаны в таком качестве, что, глядя на экран, начинаешь погружаться в происходящее там, как в реальное. Шлем виртуальной реальности способен довести это погружение до абсолютного, ведь в шлеме по сути ты не видишь вообще ничего, кроме экрана, и та или иная игра полностью овладевает твоими зрительными и слуховыми ощущениями.

Андрей Дороничев, Google " © «Стрелка»

Андрей Дороничев, Google

Образование. В этой сфере виртуальная реальность — новый инструмент визуализации, который может быть нагляднее всего того, что доступно в школах и институтах сейчас. Google, к примеру, создала несколько виртуальных экскурсий для школьников по многим интересным местам на планете. Можно представить интересные путешествия по макромиру или микромиру в том же формате, оказаться рядом с черной дырой или на околоземной орбите, внутри организма человека или кристаллической решетки металла. Даст ли это учащимся принципиально новую информацию? Наверное, нет. Однако способ ее подачи может сделать обучение более интересным.

Знакомство с виртуальной реальностью с помощью шлема HTC Vive " © «Стрелка»

Знакомство с виртуальной реальностью с помощью шлема HTC Vive

Искусство. Компьютерная графика — это уже пласт человеческой культуры, пусть пока и не слишком толстый. Возможность делать что-то в пространстве, а не в плоскости, может расширить горизонт нового для творческих людей. Специальные графические редакторы уже ждут авангардистов будущего, чьи творения можно будет оценить, только провалившись в виртуальность.

Дополненная реальность. Своего рода гибрид реального и виртуального миров. Особые полупрозрачные очки позволяют видеть все, что происходит в действительности, но одновременно выводят на линзы какую-то дополнительную информацию. Скажем, смотрите вы в чужом городе на интересное старинное здание, а очки рядом с ним показывают короткую историческую справку. Увидели вывеску на неизвестном вам языке? Очки рядом отобразят перевод. Видите в витрине закрытого магазина отличное платье? Очки подсказывают, где есть такое же неподалеку и какова его цена.

Кино. Мы уже выше писали про панорамное кино, но представьте, что в таком формате снят исторический или приключенческий фильм, на всем протяжении которого вы будете внутри истории и вольны вертеть головой в любую сторону! Только вообразите, как могла бы восприниматься в таком варианте лента «Война и мир» Бондарчука или «Аватар» Кэмерона. Для смежного направления, телевидения, открыты те же двери: технологии в будущем вполне будут способны перенести вас на стадион, который находится за тысячи километров от вашего дома, и вы лично увидите финал мирового первенства.

Прикладные задачи — их сотни. Виртуальная реальность поможет оказаться внутри покупаемой квартиры, даже если дом еще строится, даст шанс сделать тест-драйв нового автомобиля, даже если у вас нет времени на визит к автодилеру. Вариантов много, а созданных приложений уже десятки.

Внимательный читатель скажет, что виртуальная реальность не дает ничего по-настоящему нового. Да, это так, но она предлагает другую форму взаимодействия с миром, претендуя на очередную революцию в обществе. В свое время такие революции устроили книга, компьютер, интернет, социальные сети.

Виртуальная вдвойне

Вероятно, большинство из тех, кто прочтет этот текст, что-то слышали о чудо-очках и шлемах, дающих проход в виртуальный мир, но пока не имеют своего подобного гаджета. Возможно, большинство даже не имело возможности эти устройства опробовать на себе. В этом смысле сама виртуальная реальность становится как бы виртуальной, так как к ней не слишком просто получить доступ.

Причина в дороговизне качественных очков или шлемов, в необходимости иметь компьютер высокой производительности для того, чтобы он успевал корректно видоизменять виртуальную реальность вслед за движениями пользователя. Если изменения будут происходить с задержкой, пиши пропало: мозг откажется верить в картинку и «вытолкнет» пользователя из виртуальности. Недорогие устройства есть, но их возможности скоромны, а сфера применения — ограничена.
Коль скоро «билет» в виртуальную реальность дорог, то пока это продукт не массовый, не для всех.

Раз так, то и разработчики программного обеспечения рвутся вперед не так ретиво. Все это мы уже проходили: такой период был и у персональных компьютеров в прошлом веке, и у смартфонов в веке нынешнем. На заре ПК трудно было вообразить, что они будут играть такую же роль в нашей жизни, что и сейчас, а первые смартфоны не давали предпосылок к тому, что в 2016 году с их помощью будут ловить покемонов и оплачивать проезд в метро. Никто вам наверняка не скажет, каково будет массовое применение виртуальной реальности через пять или десять лет. Мы все идем на ощупь, но это безумно увлекательный путь.

Подписка на новости

Новое и лучшее