06 September 2016

Цифровые технологии: шанс для любого бизнеса

Акселерация бизнеса традиционных компаний за счет внедрения новых технологий

Что общего у интернет-компаний вроде Google и Facebook и крупных производств, выпускающих вагоны или, скажем, добывающих газ? Всем им приходится отвечать реалиям цифровой эпохи, игнорирование которых грозит неминуемым застоем и крахом. Нетехнологичным компаниям приходится сложнее, но игнорировать прогресс не удастся никому. Об этом в своей колонке рассказывает Сергей Елпатьевский, эксперт компании МТС, возглавляющий департамент управления, поддержки и внедрения мобильных и фиксированных услуг бизнес-рынка.

С чего начать

«Кремниевая долина уже здесь, и она кушает наш ланч», – цитирует руководителя JPMorgan Chase Джима Даймона глава Сбербанка Герман Греф, вернувшись из Стэнфорда и Кремниевой долины в марте 2016. Это проблема всех крупных компаний, убежден Греф. Это мнение сложно оспорить. Кстати, Сбербанк – одна из немногих российских компаний, осознавших потребность в трансформации. Один из предпринятых шагов к ней – создание собственного мессенджера, в котором клиенты банка могут общаться между собой и с сотрудниками, получать консультации и заказывать товары и услуги. В мессенджере, интегрированном с системой «Сбербанк Онлайн», клиенты смогут оплачивать товары, отправлять денежные переводы и получать другие услуги, как в сегменте В2С, так и В2В.

С главным банком страны все понятно, скажете вы, а как быть если ты, например, качаешь нефть или занят производством станков? Да, в этом мире, все больше зависящем от цифровых технологий, нужно меняться, но стремление к переменам часто наталкивается на суровую реальность в виде непрерывного цикла производства, планов продаж, премий и иллюзорной стабильности. Цифровая трансформация бизнеса кажется крайне сложной и дорогой, следовательно, неприемлемой. Раз так, то на первый план выходит проблема эффективности инвестиций в развитие, и встает вопрос – с чего начинать?

digt_rev_01

Amazon был первой компанией, которая построила свою систему e-коммерции на основе реляционных баз больших данных Oracle на основе отслеживания купленных и просмотренных товаров, прогнозирования предполагаемых покупок, сохранения каждого клика и нажатия клавиши на компьютере. Тем самым Amazon реализовала сервисную модель бизнеса, научившись обслуживать клиентов с высоким качеством на основе извлечения знаний из больших данных, чего раньше никто не делал.

Ответ напрашивается сам собой: с того, что нарастит продажи. Таким решением, например, может быть формирование и поддержка социального сообщества партнеров и клиентов. Это, собственно, и делает Сбербанк. Инвестиции в цифровые технологии должны двигаться от таких малых решений в сторону средних и больших по объему затрат, скажем, тех, что кардинально меняют производственные модели.

И девайс с девайсом говорит

По мнению многих ведущих экспертов, наибольшее влияние на производство в ближайшее время окажут технологии межмашинного обмена информацией (Machine-to-Machine – M2M). На многих производствах могла бы пригодиться концепция подключенных к интернету интеллектуальных машин: она опирается на понятие «машина как услуга» (Machine-as-a-Service – MaaS). Согласно этой концепции, предприятие, использующее оборудование, платит его производителю за бизнес-результаты: время бесперебойной работы, повышение эффективности производства и так далее.

Краеугольные камни акселерации бизнеса на основе цифровых технологий:

  • большие данные (Big Data);
  • облачные вычисления;
  • социальные сети;
  • мобильный доступ.

Эти затраты будут отнесены на эксплуатационные расходы, позволив существенно сэкономить на приобретении необходимого оборудования. Еще одним важным преимуществом интеллектуальных машин является аналитика данных, собираемых этими устройствами. Эти сведения позволят предупреждать выход оборудования из строя и, как следствие, почти исключить незапланированные простои.

digt_rev_01

Связанные одной целью

В идеальной современной компании все элементы создаваемых экосистем обмениваются между собой данными, которые становятся стратегическим ресурсом предприятия. С ростом количества источников данных на первый план выдвигается задача их адекватной аналитики и извлечения из нее новых знаний. Такой анализ ложится в еще одно важное современное явление – сбор и анализ больших данных (big data).

digt_rev_03

Технологии обработки огромного массива данных, которые, как правило, хранятся в частных, публичных или гибридных облаках, стремительно движутся в сторону создания искусственного интеллекта. Этот процесс выведет компанию на новый уровень системы принятия решений и позволит адаптироваться к быстро меняющейся внешней среде.

И танки наши быстры

Алгоритмы и скорости внедрения цифровых технологий зависят как от масштабов предприятий, так и от отрасли, в которых они работают. Чем больше предприятие и консервативнее отрасль, тем медленнее процесс и выше цена ошибки. Малые и средние компании по своей природе более подвижны. Внедрение ими цифровых решений, как правило, в достаточной степени стандартизованных, дает быстрый и ощутимый экономический результат.

Поскольку в развитых странах малые и средние предприятия составляют значительную часть национальных экономик, рынок цифровых решений именно для этого сегмента бизнеса выглядит весьма перспективным и динамично развивающимся.

Консерваторы вымирают

Пусть не каждое предприятие в России может назвать себя «технологической», это вовсе не приговор, а сигнал к действию. «Все компании должны стать интернет-компаниями и разработчиками ПО, – утверждает главный исполнительный директор General Electric Джеффри Иммелт. – Промышленный мир меняется стремительно, и в новых условиях успеха добиваются только те компании, которые максимально эффективно используют данные».

Современный бизнес независимо от отраслевой принадлежности должен быть в высшей степени адаптивным к быстро меняющимся внешним условиям. К счастью, цифровые технологии по-настоящему универсальны. По оценкам компании Cisco, к 2020 году около 75% организаций по всему миру либо перейдут на цифровой бизнес, либо будут находиться в процессе перехода.

Если цифровая трансформация для вашей компании – это вызов, который вам придется принять завтра, то уже сегодня стоит задуматься о выработке стратегии, которая выведет ваш бизнес на новый уровень.

Подписка на новости

Новое и лучшее